Быстрое чтение: польза или вред?
Как помочь ребёнку легко учиться?
Учёба в школе – один из самых важных этапов в развитии ребёнка, определяющий всю его дальнейшую жизнь. Раньше было просто: накормить, поиграть, почитать книжки, уложить спать и т.д. В школе уже всё сложнее. У ребёнка возникает много проблем:
низкая скорость чтения;
большое количество ошибок при чтении и письме;
трудности с запоминанием правил, исключением из правил, таблицы
умножения, словарных и иностранных слов;
трудности с запоминанием художественных текстов и текстов научного
характера (человек и мир, история и др.);
слабая устойчивость и концентрация внимания;
большие затраты времени на выполнение домашнего задания;
нежелание читать и учиться, неуверенность в себе, детская агрессия.
Почему это всё происходит? Давайте разберёмся вместе.
Почти каждый родитель мечтает воспитать в ребенке творческую личность с нестандартным складом ума, богатой фантазией и острой интуицией, благодаря которым он находит необычные решения и развивается в каком-либо виде искусства.
Рядом с творчеством идут такие понятия как гениальность и талант. Большинство ученых склоняются к мнению, что гениальность все-таки качество врожденное и развить его невозможно. Нужно счастливое стечение обстоятельств, чтобы стать Эйнштейном: развитие ума на уровне генома и правильное воспитание и развитие способностей в детстве. А вот талант очень даже запросто. Считается, что все дети при рождении наделены определенными талантами и главное дать им раскрыться. Почему же тогда много людей так и не находят своё призвание? Ответ стоит поискать в детстве. Зачастую родители, желая вырастить талантливого ребенка, заставляют его посещать массу секций и кружков при этом даже не задумываясь, в этом ли его талант и у ребенка просто пропадает желание заниматься подобными вещами.
Талант и творчество не всегда тесно связаны. Очень часто так происходит, что талантливая личность совершенно далека от творчества и из-за этого весьма сильно страдает. Например, человек талантлив в том деле, которым он занимается. Он устроился на соответствующую работу и у него все прекрасно получается. Но дело в том, что дальше рядового исполнителя он по карьерной лестнице подняться не может из-за отсутствия креативного подхода и тогда менее талантливый человек подкинув пару креативных идей и решений становится более приоритетной кандидатурой на повышение, нежели талантливый, но совершенно не творческий человек.
Творческий подход - это не какое-то качество, которое дается с рождения. Он появляется только в том случае, если его развивают. Развивать его у своих детей надо как можно скорее.
В воспитании ребенка не надо ставить цель вырастить гения, который прославится на весь мир. Целью должно быть стремление разнообразить внутренний мир ребенка, сделать его в общем более развитым, расширить кругозор и дать разностороннее воспитание. Если это будет выполнено, то он сам начнет тянуться к творчеству и выберет, чем ему лучше заниматься. Ведь за него должны решать не родители, а только он сам.
Считается, что интеллектуальные способности, тип мышления (математико-аналитичекий склад ума, гуманитарный склад) даются от природы и далее определяются воспитанием и развитием в детстве, что задает основной фундамент для нашего типа мышления и уровня развития интеллекта в зрелом возрасте. Интеллект – это то, что необходимо тренировать и гармонично развивать. Нужно понимать, что не существует универсального метода повышения интеллекта быстро и легко.
Лучший способ развивать мозг — это регулярно нагружать его комплексно, а не одним каким-то упражнением.
Многие исследователи интеллекта полагают, что в первые 10 лет жизни человека интеллект постепенно повышается. Интеллект 5-летнего ребёнка составляет половину интеллекта взрослого, а интеллект 8-летнего ребёнка достигает 80% взрослого интеллекта. Интеллект человека 18-20 лет достигает своего пика, хотя человек совершенствует свой интеллект на протяжении всей своей жизни: учится, приобретает опыт и т.д. Поэтому важно в начальной школе заложить в ребёнка необходимые навыки и знания.
Мы разработали на основе многолетних научных поисков, кропотливой работы учёных и нашего практического опыта программу «Интеллект» (быстрое чтение), которую успешно используем вот уже 15 лет. В результате обучения за 10 занятий у детей повышается успеваемость, интерес к учёбе, повышается скорость чтения в 2-5 раз, устраняются ошибки при чтении и письме, развивается память, внимание, мышление, воображение, речь, зрительно-моторная координация, расширяется кругозор, словарный запас.
Часто родители сталкиваются с такой проблемой, как невозможность приучить ребенка к чтению. Мы это исправим. Но этого недостаточно: нужно научить ребёнка читать быстро и в то же время понимать и запоминать прочитанное. Кроме того, быстрое чтение и понимание прочитанного играют важную роль в процессе учёбы.
Главная причина, по которой следует развивать навыки скорочтения, – повышение восприятия информации. Нас постоянно окружают разнообразные сообщения, и довольно важно, чтобы мы успевали вовремя воспринимать и запоминать их. Именно поэтому следует развивать навыки скорочтения. И именно поэтому скорочтение для детей – довольно нужный навык. К тому же процесс этот развивает память и внимание. Достоверно известно, что чем больше человек читает, тем он более грамотен и лучше развит. А для того, чтобы читать много, нужно уметь читать быстро.
В конце каждого полугодия с 1-го по 4-й класс проводится проверка уровня техники чтения, во время которой учащийся в течение одной минуты читает определенный материал – слова, предложения, тексты. Показатели нормы следующие: к концу 1-го класса ребенок должен прочитать от 30 слов в минуту; к концу 2-го класса от 50 слов в минуту; к концу 3-го класса от 70 слов в минуту; к концу 4-го класса от 100 слов в минуту. Показатели нормы могут существенно отличаться в зависимости от типа учебного заведения. В гимназиях эти цифры выше. Про себя ученик должен читать на 20-50 слов больше, чем вслух. Почему так важно научить ребенка быстро читать? Оптимальной считается скорость чтения, практически равная темпу разговорной речи, а это в среднем 120-150 слов в минуту. Если ребенку не удается достичь нормативной скорости чтения, это плохо отражается на его дальнейшей успеваемости по всем предметам. При постоянно возрастающем объеме учебных нагрузок медленное чтение вынуждает тратить множество усилий и лишнего времени на изучение содержания материала. В процессе чтения развивается и совершенствуется оперативная память, устойчивость внимания. А умственная работоспособность зависит в первую очередь от этих двух показателей. Поэтому процесс интеллектуального развития также зависит от скорости чтения. Навык беглого чтения должен быть сформирован в начальных классах школы, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы дети читали осознанно, правильно и выразительно.
Наша методика позволяет привить любовь к чтению, научить ребёнка читать быстро с пониманием прочитанного.
Есть много различных упражнений и приёмов, которым мы обучим. Например, мелкая моторика пальчиков рук находится в тесной связи с головным мозгом. Поэтому, чем чаще ребенок двигает пальчиками рук, тем скорее развиваются умственные способности, улучшается речь. Кроме того, ученые отметили, что дети с хорошей моторикой рук обходят своих сверстников в психологическом и физическом развитии. Для развития моторики существует множество упражнений.
Логические и интеллектуальные игры и упражнения отлично тренируют ум, концентрацию внимания и память.
Зачем нужна математика? Точные науки развивают целый спектр умственных качеств: логическое и абстрактное мышление, аналитические, дедуктивные, критические, прогностические способности, а также память и быстроту мышления. Математика крайне важна в развитии ребёнка. Поэтому, даже если Ваш ребёнок склонен к гуманитарным наукам, точная наука ему не навредит, а ещё больше разовьёт его талант. Этому и многому другому мы научим на наших занятиях.
Для того, чтобы ребёнок эффективно освоил нашу программу, продолжил закрепление и развитие полученных навыков, мы проводим большую работу с родителями. На многие вещи, связанные с обучением и чтением, родители начинают смотреть совершенно иначе: мы откроем множество секретов, благодаря которым вы сможете помочь ребёнку легко учиться, дадим письменные рекомендации. Научиться что-делать на уровне автоматизма можно без изнурительных долгих занятий. Все упражнения должны быть короткими по времени, но проводиться с регулярной частотой, систематически, а не от случая к случаю.
Вывод такой: каждый ребёнок при должных усилиях способен освоить всё, что угодно! Для гармоничного развития ребёнка необходимо развивать оба полушария мозга. А уж потом он сам выберет (или ему подскажет сама жизнь), что ему даётся лучше. Постарайтесь сохранить у ребёнка любознательность, стремление постигнуть наш мир, такой прекрасный и быстро меняющийся.
А самое главное, любите его, всячески поощряйте добрым словом, даже если у него всё плохо получается, помогайте учиться и преодолевайте все трудности в жизни.
Успеха вам и детям во всех ваших начинаниях!