Полезны и сказки, и словари
Педагоги говорят, что иногда дети активно отказываются слушать новую книгу или явно скучают во время чтения просто потому, что не доросли до нее или она не соответствует характеру малыша.
Например, ранимые, впечатлительные дети категорически не хотят читать о приключениях и авантюрных историях из-за того, что им страшно. Зато они обожают «просто истории про детей, с которыми ничего не случается», типа «Денискиных рассказов» или «Мэри Поппинс». А фантазеры и искатели приключений, с замиранием сердца перечитывающие по десять раз « Таинственный остров», вряд ли заинтересуются назидательными рассказами вроде «Детства Темы».
Часто уже умеющий читать ребенок боится подступиться к большой и сложной книге. Помогите ему, начните читать вслух вместе, даже если ребенку уже двенадцать, а книга – «Королева Марго». Такое «опережающее чтение» очень полезно. Часто, втянувшись, малыш продолжает читать самостоятельно или спустя некоторое время перечитывает книгу сам еще раз, заново осмысливая уже на новом уровне.
Особое место занимает познавательное чтение словарей, энциклопедий и научно-популярной литературы. Оно ни в коем случае не должно заменять или вытеснять литературное чтение, чтобы не превратить малыша в сухаря-знайку, который будет считать, что сказки – это только для маленьких, а от стихов никакой пользы. Но в умеренном количестве познавательное чтение очень полезно – оно расширяет кругозор малыша, учит его работать со справочной литературой. И не только читать, но и обсуждать прочитанное.
Совместная деятельность, как известно, очень положительно влияет на общение. И семейное времяпрепровождение сближает, стирает острые углы и сглаживает конфликтные ситуации. А чтение – особенно, ведь это совместные переживания за героев, смех и слезы. И единение с миром и родителями, пусть в этом возрасте и неосознанное, оставляет положительные воспоминания.